Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Письмо ЦОМКО от 27.09.2021 № 821 07-07 Об обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Приказ МОНМ РК Об организации работы по повышению функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ https://fg.resh.edu.ru/;
Руководство пользователя в РЭШ
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) ФИПИ https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «ПРОСВЕЩЕНИЕ» https://media.prosv.ru/fg/
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) Институт стратегии развития образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/; — Электронный банк заданий по финансовой грамотности
— Электронный банк заданий по читательской грамотности
— Электронный банк заданий по математической грамотности
— Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности
— Электронный банк заданий по глобальным компетенциям
— Электронный банк заданий по креативному мышлению
Что такое функциональная грамотность?
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Изначально функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
В настоящее время функциональная грамотность — это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях.
Функциональная грамотность является «одним из главных результатов образования и ориентации в мире профессий» (согласно Г.С. Ковалёвой, руководителю Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н.)
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
(А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)
Составляющие функциональной грамотности
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
«Информационно-просветительская работа с родителями по вопросу функциональной грамотности»
Советы родителям по формированию функциональной грамотности
Мониторинг организации мероприятий по функциональной грамотности